ИЗДАТЕЛЬСТВО
НОВИНКИ
ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ
ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ
АВТОРАМ
КОНТАКТЫ
Издательство Интермедия
(812) 923-22-39
intermedia.ph@gmail.com

СЕРВИС И ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС



Человек и его потребности
А.Э. Назиров и др.

Учебнник, гриф МО (рецензия для бакалавров)
ISBN 978-5-4383-0016-8

книга электронная книга pdf новинка

Рекомендуется ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в качестве учебника к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 100200.62 «Туризм» по дисциплине «Человек и его потребности»

Учебник посвящен подробному анализу специфики человеческих потребностей, включающему в себя их осмысление как философской традицией, так и позитивными науками. Одновременно авторы расширяют традиционное представление о потребностях человека, учитывая достижения антропологии и культурную историю развития человека от архаического до современного периода. Учебник написан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям подготовки туризм и сервис (квалификация «бакалавр»).

Оглавление

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ и ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Глава 1. Предметно-методологические основания дисциплины человек и его потребности
1.1. Проблемное поле дисциплины человек и его потребности
1.2. Онтологические предпосылки уникальных потребностей человека

Часть II. Представление о человеке как социоприродном существе

Глава 2. Происхождение антропомерных потребностей
2.1 Основные гипотезы антропогенеза
2.2 Первичное возникновение основных человеческих потребностей
2.3 Культурогенез как итог творческой потребности человека
Глава 3. Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках
3.1 Биологическое рассмотрение человека и его потребностей
3.2 Социологическое рассмотрение человека и его потребностей. Социолого-экономические теории потребностей (принципы и основные выводы)
3.3 Психологическое рассмотрение человека и его потребностей. Социально–психологические теории потребностей (принципы и основные выводы)
3.4 Культурологическое рассмотрение человека и его потребностей

Часть III. Историческое рассмотрение учений о человеке и его потребностях

Глава 4. История понятия человека и практик формирования потребностей
4.1. Архаический человек: культ и культура как исток и основание потребностей
4.2. Основные стратегии формирования традиционных образов жизни
4.3 Развитие античной идеи «разумной жизни» и техники воспитания потребностей
4.4. Средневековая христианская антропология: основные понятия. Христианская аскеза: практики преобразования потребностей
4.5. Ренессансное переосмысление человека и его потребностей
4.6. Новоевропейская научность: открытие универсальной субъективности и стандартизация человеческих потребностей
4.7.Самосознание и специфика потребностей человека эпохи модерна
4.8. Постмодерн: проблематичность человека в контексте современности – европейский вариант
Постмодерн: явление и термин
Критика классической трактовки понятия субъект
Критика рационального
Социокультурная реальность в постмодернистской парадигме
Ризоматическое истолкование реальности Ж. Делеза и Ф. Гваттари
Новое осмысление идентичности
Человеческое желание в контексте шизоанализа
4.9. Товарно-идеологическое оформление современного человечества в контексте либеральной идеологии (экономико-культурные предпосылки и социо-политические следствия)
Социоэкономические предпосылки и этапы развития либерализма как идеологии
Сущность и исторический генезис процесса глобализации
Цели современного процесса глобализации
Культурный империализм неолиберальной глобализации

Часть IV. Система потребностей и сервисная деятельность

Глава 5. Теория потребностей
5.1. Потребность: основные подходы к определению потребности
5.2. Структура потребности §5.3. Социальные механизмы формирования потребностей
5.4. Экономическое моделирование потребностей
5.5. Индивидуальность и динамика потребностей в индивидуальной истории
5.6. Социоприродные изменения человека и классификации потребностей, оценка их социальной значимости. Отношения между потребностями и проблема их систематизации
Глава 6. Сервис и современные технологии потребностей
6.1. Методология построения теории сервиса
6.2 Сфера сервиса. Понятие и механизмы функционирования
6.3. Апории повседневности
6.4. Преобразование потребностей в пределах общества потребления
6.5. Основные технологии потребностей

Введение

В современном быстро меняющемся мире бывает довольно трудно предугадать направление и характер развития той или иной области знания. Определяющими это движение факторами могут выступать как научные достижения, так и социальная необходимость, в частности – политический курс в сфере науки и образования. Кроме того, имеет место девальвация института высшего образования, связанная с ориентацией учебных заведений на формирование профессиональных кадров, чем до сих пор занимались средне-специальные учебные заведения. В этих условиях в недрах образовательной системы вызревают новые дисциплины, предназначенные для совершенно определённых профессиональных социальных полей. Но специфика подлинного образования от этого не изменилась: профессионализм и в практических специальностях измеряется не только хорошим владением рядом навыков, но и пониманием того круга проблем, которые должна разрешать определенная профессиональная область. Именно поэтому и создавался данный учебник по дисциплине «Человек и его потребности». Прежде всего, он адресуется будущим специалистам в области сервиса для усвоения понятий, которые будут постоянно использоваться ими на профессиональном поприще. Создание смыслового напряжения понятий, относящихся к области сервиса, выступило одной из задач авторского коллектива учебника.

Необходимость разрешения подобного рода проблемы продиктована самой ситуацией времени: сервис для современного европейца стал едва ли не универсальной формой общественных отношений, императив предоставления услуг затронул такие, казалось бы, полностью чуждые расчетам традиционные культурные механизмы, как образование и воспитание. Но, несмотря на существование множества подходов к этому явлению в науке, определённость относительно природы объектов, механизмов и практик данной сферы ещё не достигнута.

Это обстоятельство оборачивается чередой крайне негативных последствий. Профессионалы сферы сервиса лишены, как правило, какого-либо понятийного аппарата касательно реализуемой ими деятельности; отправляемые ими действия сопровождаются в большинстве случаев ничего не сообщающим языком рекламы. Вследствие этого практики сервиса утрачивают свое разумное предназначение – они отнюдь не улучшают человеческую жизнь, не делают ее более благообразной, являясь на сегодня по большей мере всего лишь инструментом удовлетворения сугубо экономического интереса. Данная ситуация довольно опасна, даже несмотря на ее, к сожалению, устоявшийся характер. Втянувшись в нее и поверив в ее необратимость, человек обрекает себя на уже почти нечеловеческий способ существования. Привыкнув к товарной форме услуг и попав в зависимость от управляющей ей логики капитала, человек корректирует собственную жизненную позицию в соответствии с их требованиями, в результате чего утрачивает такие существенные параметры, как альтруистическое действие, свобода выбора и необходимость самосовершенствования.

Именно поэтому для освещения природы человеческих потребностей и социальных механизмов их реализации, авторский коллектив учебника избрал широкий диапазон антропологического контекста. В учебнике была сделана попытка привести тематизации потребностей различных гуманитарных наук (прежде всего, философии, социологии, экономики, культурологии, психологии) в соответствие с достижениями философской антропологии, поскольку именно для данного теоретического контекста осмысление уникальности человеческого положения в мире выступило первоочередной задачей. Приняв за ориентир философско-антропологический способ проблематизации потребностей, мы, в первую очередь, решали следующие проблемы:
1) Выделение сущностно-человеческих потребностей из многообразия потребностей, характерных для животного мира. Понимание этого момента принадлежит области всех общекультурных требуемых от выпускника (направления 100400 «туризм») компетенций, связанных с необходимым уровнем его познавательных способностей (ОК-1; ОК-3; ОК-4).
2) Выявление причин существования несводимой к единству культурно-исторической вариативности человеческих потребностей. В результате раскрытия этого момента учащийся не только ознакомляется с культурно-историческим многообразием потребностей, но и получает возможность усвоения его ценности, что соответствует необходимости обладания компетенциями, соответствующими ФГОС ВПО направления 100400 «туризм», которые подтверждают его общекультурную развитость (ОК-7; ПК-4).
3) Анализ социальных механизмов удовлетворения потребностей. Уяснение социальных реалий исполнения человеческих запросов входит в область компетенций ФГОС ВПО направления 100400 «туризм», которыми должен обладать выпускник, направленных на его успешную социализацию и адекватные социальные установки (ОК-9; ПК-7; ПК-8).
4) Освещение возможных путей совершенствования и развития человеческих потребностей. Разрешение данной проблемы связано с областью компетенций ФГОС ВПО направления 100400 «туризм», владение которыми удостоверяет возможность дальнейшего личностного роста выпускника (ОК-2; ОК-8).

Причем эти проблематические линии развивались как частные обнаружения философско-антропологической интуиции уникальности человеческого бытия. Установка на всестороннее раскрытие данной антропологической аксиомы предопределила расположение материала. Первая, по сути методологическая, часть учебника обрисовывает перспективу, приводящую к очевидности факт присущности человеку уникального строя потребностей. Во второй части на материале антропогенеза освещается процесс формирования базовых потребностей человека и демонстрируются основные способы их рефлексии, развитые в поле позитивных наук. Именно в этой части освещается проблема базисных человеческих потребностей, что позволяет учащимся адекватно понять условия, требуемые для самосохранения человека. Необходимость данного понимания предполагается ОК-13 и ОК-14 ФГОС ВПО направления 100400 «туризм». Третья часть показывает многообразие культурно-исторических картин существования человека и раскрывает связи между изменениями характера его опыта и строя его потребностей. Тематическим предметом четвертой части выступает возможность построения теории потребностей, учитывающей их изучение различными науками и реальный инструментарий сервиса, предназначенный для их реализации. Усвоение основных механизмов, стратегий и приемов сервисной деятельности позволяет учащимся приблизиться к овладению компетенций, рекомендованных образовательным стандартом по направлению 100400 «туризм» для обеспечения профессионализма работников сервисной сферы (ПК-11; ПК-12). Существенно, что реалии современного сервиса, оцениваясь на фоне иных исторических форм удовлетворения потребностей, освещаются в контексте современной формации общества потребления, что служит объяснению их нерефлексивного характера. Для исполнения данной цели подробно описываются все механизмы, задействованные в современной социальной системе. Знакомство с последними небесполезно для учащихся – их знание предполагается рядом компетенций ФГОС ВПО направления 100400 «туризм» (ОК-11; ПК-5; ПК-6; ПК-16).

Подобный, учитывающий полемику различных наук о природе потребностей, подход к изложению материала избран нами вследствие содержащегося в нем воспитательного потенциала. Осведомленность о культурной вариативности человеческих устремлений способна привить будущему специалисту области сервиса понимание динамичности человеческой природы, что может изменить характер целей, с которыми он будет связывать собственную профессиональную деятельность. Знание о различных путях самоосуществления человека может подтолкнуть его к попытке реализации исконного предназначения сферы услуг, создаваемой для улучшения характера человеческой жизни. Явно, что данную задачу не способны реализовать равнодушные функционеры безличной системы – улучшение жизни достижимо лишь при наличии личностного энтузиазма заботящихся о благе друг друга людей. Вот почему знание о достойных формах реализации возможностей и потребностей человека для специалиста сервиса не просто полезно, но и необходимо.

Повторяя в различных контекстах одни и те же концепции и таким образом акцентируя их ранее не раскрытые моменты, мы стремились к всестороннему выражению основных аспектов человеческого существования. Такой орнаментальный стилистический прием, определенные образы при котором умышленно повторяются в различном окружении, был избран нами для акцентирования наиболее существенных характеристик, констант человеческого бытия. Используя его, мы пытались представить целостное понимание реальности потребностей человека, обеспечивающее установление междисциплинарных связей для дальнейшего углубленного изучения методов и техник таких дисциплин как экономика, маркетинг, социальная психология, теория и практика рекламы, связи с общественностью и иных специальных дисциплин, связанных с удовлетворением человеческих потребностей. В силу собственной направленности на общую теорию потребностей человека, наш учебник не претендует на замену специализированной литературы по конкретным областям сервисологии.

Учебник сопровождается развернутым содержанием, предназначенным для обеспечения студентов возможностью легкой ориентации в материале, а также выбора материала в соответствии с личным познавательным интересом и изучаемой специальностью. Необходимость совмещения и осмысления весьма разнородного материала привела к довольно значительному объему учебника, но этот объем представляется минимально необходимым для обеспечения определенной свободы преподавателей и студентов при создании и освоении учебных курсов по различным специальностям в области сервиса.
Интермедия

E-Mail: intermedia.ph@gmail.com
© ООО «Издательский центр "Интермедия"" (2013-2014)

ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВИНКИ ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

Сетевое издание "Электронно-библиотечная система издательства "Интермедия".
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-53135 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14.03.2013 г.
Адрес учредителя и редакции: 198334, Россия, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, 41-218. Телефон редакции: +7(812) 9232239
Главный редактор - Кулакова Т.С.; распространяется круглосуточно; цена свободная; (0+)

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ВЕРСИЯ ДЛЯ
СЛАБОВИДЯЩИХ